?

Log in

Previous Entry

Оригинал взят у ksunya1331 в Роль интерактивных занимательных игр в краеведческом образовании. автор: Ксения Н.
Стерегут вас загадки и тайны вокруг,
А ответ не даётся никак,
И волнуется рядом ваш искренний друг,
Ваш слуга – вопросительный знак …
А когда вместе с вами я к цели пробьюсь,
И ответ нам блеснет, как маяк, -
Я от радости вмиг разогнусь,
Распрямлюсь,
Превращусь в восклицательный знак!

А.Дитриих

Решение проблем регионального подхода к обучению требует, как известно, от учителей серьезной подготовки. И здесь необходимо не только иметь достаточно глубокие и широкие знания о родном крае, определить место краеведческого материала в учебно-воспитательной работе по природоведению, географии, истории, естествознанию и т.п., проанализировать содержание школьных программ с точки зрения регионального подхода, внести в программную структуру соответствующие коррективы для более широкого привлечения родиноведческих знаний, но и продумать методы и формы активизации познавательного интереса обучаемых к своей малой родине. Активность в обучении – это дидактическим принцип, требующий от учителя любого предмета такой постановки процесса обучения, который способствует воспитанию у учащихся инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому освоению, выработки определенных умений и навыков, развитию у них наблюдательности, мышления, речи, памяти и творческого воображения. Характерной чертой активных методов обучения является довольно высокий уровень совместной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.
В настоящее время дидактика общеобразовательной школы большое внимание уделяет разработке интерактивных организационных форм, которые реализуют принципы развивающего обучения. Среди многообразных форм социально-психологического воздействия на учащихся педагоги выделяют и эффективно используют различные игры, которые рассматривают как тренинг, предполагающее обязательное развитие продуктивного творческого мышления. Игровые формы обучения – это такая организация деятельности школьников, которая основывается на размышлении и активных поисковых действиях обучаемых по поводу поставленной задачи или конкретной ситуации. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют нестандартное, иногда критическое, творческое отношение к действительности. Неслучайно известный психолог и философ С.Л.Рубенштейн указывал: «Игра – это осмысленная деятельность».
Педагоги прошлого и настоящего большое значение придавали включению игры в учебную деятельность. Известно, что основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский советовал вводить элементы занимательных игр в серьезный учебный процесс для того, чтобы познание учащихся было боле продуктивным. А педагог С.Т.Шацкий, называл игру жизненной лабораторией детства, рекомендовал не давать готовые задания, а развивать склонность детей к исследованию, к проявлению себя в игре.
Игра в понимании детей – интересное и увлекательное занятие, предполагающее свободу выбора действий и свободу, неограниченную временными рамками. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (В.А.Сухомлинский). Но для взрослых игра – универсальный способ обучения и воспитания, особенно применительно к детям разного возраста. При такой системе обучения можно создать яркий, положительный образ изучаемого предмета, а от этого во многом зависит заинтересованность учеников, их работоспособность. В книге о воспитании в семье А.С.Макаренко говорил, что «между игрой и работой нет такой большой разницы, как думают. В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли». Игра делает деятельность ученика более жизнерадостной, вносит элементы разнообразного и здорового отдыха во время учебного занятия. Игра – это одно из средств не только физического, но и умственного и нравственного воспитания детей. Поэтому А.С.Макаренко писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру».
Современная дидактика также убедительно доказывает резкое возрастание у учащихся интереса к учебным занятиям, если они включены в игровые ситуации, поскольку игра способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности, вырабатывает у учащихся привычку мыслить самостоятельно. Игра цена личностной самореализацией, у обучаемого появляется возможность проявить себя. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он сам в ответе, потому он более четко и целенаправленно отбирает необходимый познавательный материал. Игра вызывает ценностные переживания, ориентированные на накопление «смыслов», на возможность усвоения альтернативных подходов. Занимательные игры, обладая специфическими особенностями, представляют детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора. Играя, дети учатся устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями. Игра создаёт особую ауру, значительно расширяет возможности учебно-воспитательного процесса и способствует комплексному воздействию, раскрывающему новые грани общечеловеческих ценностей: жизни, добра, истины и красоты.
Практика показывает, что включение игровых ситуаций на уроках по региональному компоненту помогает реализации более комфортного состояния взаимоотношений между учащимися и учителями, выводит на новый уровень мотивацию и активизирует мыслительную деятельность обучаемых, даёт возможность разнообразить и повысить эффективность контроля и самоконтроля на уроке, сформировать и развить общенаучные, интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки, а в результате формирует личность школьника как гражданина свой Отчизны. Продуманная система и разнообразие игр, как активных форм обучения по региональному компоненту, вызывает у учащихся стойкий познавательный интерес к своей «малой родине», к родному краю. Через игру происходит сознательное самообучение и формирование учебных знаний и умений. Безусловно, успешнее участвовать в учебных играх могут, прежде всего, те ученики, которые хорошо изучили материал по краеведческой тематике. Но игра посильна даже «слабым» ученикам; более того, такой ученик может стать первым, проявив сообразительность, смекалку и находчивость. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результате обучения.
Игра является естественной средой общения для школьников, и эта единственная деятельность детей, имеющая место во все времена и у всех народов. Одновременно следует отметить опасность подмены серьёзного учебного труда пустой занимательностью. Включение игровых моментов в учебно-воспитательный процесс тогда будет эффективным, если игра будет органически сочетаться с серьёзным напряженным учебным трудом, делая интенсивную умственную работу учащихся более привлекательной и интересной. Поэтому одно из основных требований – наличие в игре системы стимулирования, которая бы побуждала каждого ученика вовремя игры к активной деятельности. Участвую в игре и взаимодействуя с другими школьниками, ученик развивается, ибо здесь нет готовых рецептов и надо думать, мыслить, воображать, изобретать, конструировать что-то новое. Игровые учебные занятия, как правило, проходят мажорно, у детей исчезает скованность, они чувствуют себя увереннее. И если учитель умело и результативно совмещает учебные занятия с играми, он поможет детям раскрыть их такие потенциальные возможности и способности, которые, возможно, благоприятно отразятся на всём этапе их последующей жизни.

Comments